01.11.2023 в рамках сотрудничества с компанией ЯКласс состоялся вебинар для учителей литературы «Воспитательный потенциал урока литературы». Вебинар прошел на базе ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга. В работе вебинара приняли участие 610 педагогов из разных городов России, в том числе и учителя Красносельского района Санкт-Петербурга.
По мысли К. Д. Ушинского, именно уроки словесности играют определяющую роль в формировании мировоззрения личности. В книге «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» российский ученый, методист В.Г. Маранцман писал: «Мировоззрение не складывается из правил и поучений. Оно должно быть основано на пережитом и обдуманном собственном опыте. Без этого ему нет опор, и оно легко может быть разрушено». В ходе вебинара были рассмотрены методические материалы по изучению лирики на разных этапах литературного образования, воспитывающие в учащихся духовно-нравственные, патриотические и гражданские ценности.
В выступлении учителя ГБОУ СОШ № 548 с углубленным изучением английского языка Сабельниковой А. В. «Мир природы в лирических произведениях. Исследование особенностей пейзажной лирики А. Фета» был представлен опыт целостного анализа стихотворения на уроке литературы в 5-м классе. Урок включает пятиклассников в диалог с поэтом и художниками, вводя школьников в мир национальной культуры, воспитывая потребность в общении с прекрасным. Установление диалога с поэзией на начальном этапе литературного образования имеет основополагающее значение для дальнейшего духовного и эстетического развития учащихся. По мысли К. Д. Ушинского, «овладение сокровищами родного языка» вводит ребенка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Эта же мысль развернута в ФОП ООО по литературе в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература».
В продолжение вебинара методистом ГБУ ИМЦ Красносельского района Седовой С.А. была рассмотрена система уроков для учащихся 8-го класса «Образ воина в русской поэзии второй половины ХХ века («Песня-речь» к родной Земле (А.Твардовский поэма «Василий Тёркин», глава «На Днепре»), Б.Окуджава «Мы за ценой не постоим», В.Высоцкий «Мы вращаем Землю»), представляющая сопоставительный анализ стихотворений и подготовку к написанию эссе. Этот урок обращен к проблеме формирования исторической памяти у подрастающего поколения, призван воспитывать в учащихся чувство сопричастности судьбе Родины, судьбам национальных героев. Мотивный анализ на уроке литературы в 11 классе был предложен для стихотворения современного поэта Владислава Маленко «Ржев». Стихотворение связано с открытием мемориала Советскому Солдату во Ржеве 30 июня 2020 года. Мемориал возведен на месте сражений одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны. Поэт посвятил стихотворение «Ржев» своему отцу.
Вебинар прошел в деловой доброжелательной обстановке. С материалами можно познакомиться на сайте ГБУ ИМЦ Красносельского района.