«В случае, когда исследовательская деятельность
не инициирована самим ребенком,
она становится фактором – антогонистом познания
и познавательную мотивацию убивает изнутри»
Богоявленская Д.Б., д.псих.н.,
специалист по психологии творчества и одарённости
28 октября 2024 г. в детском саду №91 состоялся семинар «Детская исследовательская деятельность: ценность субъектной позиции ребенка» (или как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания) для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций Красносельского района.
Сегодня детская исследовательская деятельность рассматривается как необходимый и обязательный элемент образовательного процесса, в ходе которой у ребенка формируется субъектная исследовательская позиция, обеспечивающая открытость ребенка новому, желание познавать этот мир доступными средствами.
Герасимчук Елена Евгеньевна, методист ГБДОУ №91, рассказывая коллегам об исследовательской деятельности в жизни маленького человека, обращала внимание на то, что все мы живем в мире неопределенности, и нам очень важно «научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире, в будущем, о котором мы сами пока ничего не знаем» (Трифонова Е.В.).
Участникам семинара было предложено озвучить свои ожидания от семинара, а затем объединиться в группы по «ожиданиям» и продолжить работу в группах.
Каждая группа получила 4 вопроса познавательного характера, сформулированные детьми, и всем предстояло проанализировать каждый вопрос и выбрать такой, который был бы доступным для выдвижения гипотезы и проведения исследования. Кроме этого, участники семинара учились переформулировать такого рода вопросы в формы, доступные для будущего исследования, и предполагающие действия для проверки гипотезы.
По завершению работы в группах, участники семинара подтвердили свои ожидания от встречи.
Старшие воспитатели знакомились с современным подходом, с логикой становления исследовательской деятельности у детей, акцентировали внимание на условиях для развития и поддержки исследовательской мотивации дошкольников и говорили о необходимости правильно выстраивать систему ее педагогической поддержки.
Коллеги из ГБДОУ №91 начали работу по поддержке и развитию исследовательской деятельности дошкольников. Первым результатом которой стал конкурс семейных исследовательских работ «Я — исследователь». Подробно узнать о конкурсе можно в группе ВК по ссылке: ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района |ВКонтакте
Елена Евгеньевна предложила организовать фестиваль исследовательских работ в Красносельском районе и пригласила желающих принять в нем участие. Предложение вызвало положительный отклик коллег.
Благодарим Соболеву Нину Михайловну, заведующего детского сада, Герасимчук Е.Е. и педагогический коллектив за высокий уровень встречи, возможность продуктивно поработать на семинаре и гостеприимство.