27-28 апреля 2023 г., в год педагога и наставника, в детском саду №94 Красносельского района Санкт-Петербурга состоялся экспертный семинар «Детский сад — пространство игры и детской инициативы».
Работа семинара была направлена на выявление эффективных педагогических практик по поддержке и развитию спонтанной игры и детской инициативности, а также разработке рекомендаций по созданию условий для развития и сопровождению игры в дошкольных учреждениях и становлению детской инициативы.
В семинаре участвовали ведущие эксперты в области дошкольного образования: Трифонова Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, член Федерального экспертного совета «Воспитатели России», Воробьева Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, а также Белякова Наталья Васильевна и Сухорукова Александра Александровна, старшие воспитатели ГБОУ города Москвы «Школа №1861 «Загорье», Дрижирук Наталья Михайловна, Марчук Светлана Николаевна, методисты ИМЦ, и лидеры дошкольного образования — старшие воспитатели, педагоги ведущих детских садов Красносельского района: №№11,24,26,29,33,53,61,93,94.
ГБДОУ №94 – детский сад, в котором дошкольное образование, ориентировано на ребенка. Тем не менее, педагогический коллектив постоянно готов учиться у ведущих экспертов и специалистов в сфере дошкольного образования, приобретать новые компетенции и делиться с единомышленниками результатами своей работы.
В первый день семинара экспертами была проведена экспертиза открытой образовательной деятельности и развивающей предметно-пространственной среды детского сада. По результатам экспертизы Трифонова Екатерина Вячеславовна подчеркнула важность детской свободной деятельности, выбираемой ребенком по собственной инициативе.
С участниками семинара был проведен круглый стол «Приглашение к размышлению. Разрешить шагнуть в лужу, или одернуть?», на котором обсуждались вопросы развития и поддержки детской инициативы. На педагогической мастерской «Субъектные практики в работе детского сада №94: шагаем к цели вместе: педагоги, дети, родители», ее провела старший воспитатель Герасимчук Елена Евгеньевна, участники семинара осваивали технологию «Паутинка» — планирование образовательной деятельности с учетом интересов и инициатив детей, педагогов и родителей, и обсуждали с экспертами ситуации, в которых ребенок:
- учился бы делать выбор;
- прислушивался бы к себе;
- умел бы менять свою позицию;
- научился бы рефлексировать.
В ходе работы семинара прошло обсуждение еще одной важной проблемы современного детского сада – это развитие изобразительной деятельности ребенка- дошкольника. Участники семинара познакомились с практикой работы педагога детского сада №29 Новаковой Елены Викторовны, которая раскрыла особенности развития творчества воспитанников средствами нетрадиционных техник. Воробьева Ирина Николаевна прокомментировала представленную практику и обратила внимание на необходимость формирования у детей художественного образа и наличие в группах выставок картин разных художников, чтобы дети имели возможность воспроизводить понравившийся образ, предмет столько раз, сколько это необходимо ребенку.
По итогам работы первого дня семинара организаторы и эксперты провели рефлексию и наметили вопросы для обсуждения на следующий день.