Куратор направления – Шарафуллина Жанна Валерьевна, заместитель директора ИМЦ по организационно-методической работе, кандидат педагогических наук.
Контакты
- Адрес электронной почты: sharafullina@imc.org.ru
- Телефон: 730-01-11
- Дни и часы приема: понедельник 15.00 — 17.30
В Красносельском районе Санкт-Петербурга в 2023 году функционировало 78 дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) и 47 государственных общеобразовательных учреждений (далее – ГОУ).
Всего в дошкольных образовательных организациях района 2585 детей с ОВЗ, из них всего детей-инвалидов дошкольного возраста в районе 307 человек. Из них 118 детей-инвалидов получают коррекционно-развивающую помощь в 4 ДОУ компенсирующего вида (ДОУ № 26, 35, 45, 79), 189 детей-инвалидов в дошкольном отделении школы №131, и в 12 ДОУ комбинированного вида (ДОУ № 6, 7, 11, 12, 15, 23, 30, 33, 34, 64, 67, 78).
В общеобразовательных организациях (школах) всего 2319 обучающихся с ОВЗ.
В районе функционируют 2 специальные (коррекционные) школы (ГБОУ № 7,131), в которых реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для 1212 обучающихся с ОВЗ, в их числе 464 человека – дети-инвалиды.
В 28 общеобразовательных организациях района также реализуются адаптированные образовательные программы для 1107 обучающихся с ОВЗ индивидуально и/или в классах/группах, в их числе 431 человек- дети- инвалиды.
Нормативные документы
- Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года;
- Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, утв. Приказом Минпросвещения России от 30.12.2022;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 1065;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптивной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письмо Минпросвещения России 11.01.2023 №АБ- 25/07 о направлении информации Разъяснения по вопросу организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), начавших обучение ранее 1 сентября 2016 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1023 «Об утверждении федеральной адаптивной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1025 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ;
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС-1391/07 «Об Организации образования учащихся на дому»;
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 436/н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
- Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо от 8 февраля 2019 г. «О направлении рекомендаций»
- Письмо от 24 ноября 2021 г. «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо от 30 декабря 2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
Районный методический актив объединения кураторов образовательных организаций по направлению «Специальное и инклюзивное образование»
- Гордиенко Татьяна Вадимовна, заместитель директора ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Елисеенко Юлия Алексеевна, заместитель директора ГБОУ школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Зайцева Анна Владимировна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Калмыкова Наталья Александровна, заместитель директора ГБОУ школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Килячкова Екатерина Алексеевна, заместитель директора ГБОУ школа № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Кожухова Татьяна Васильевна, заместитель директора ГБОУ школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Косинская Ольга Олеговна, учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Лазюк Наталья Александровна, тифлопедагог ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Мингалеева Лариса Валерьевна, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Николаева Татьяна Сергеевна, заместитель директора по коррекционной работе ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга;
- Филатова Александра Сергеевна, заместитель директора ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Методические материалы
- Методическое сопровождение педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в 2024-2025 учебном году (план работы)
- О научно-методическом сопровождении педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ (презентация)
- Аналитический отчет об итогах научно-методического сопровождения педагогов образовательных организаций Красносельского района Санкт-Петербурга, работающих с обучающимися с ОВЗ за 2023-2024 учебный год
- Управленческие аспекты обеспечения специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в школе (презентация)
- В.В. Лебединский. Нарушения психического развития в детском возрасте
- С.Д.Забрамная. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний
Материалы по профориентации детей с ОВЗ и инвалидностью
- Презентация С.С. Кравцова «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»
- Приказ Минтруда России № 515 от 4 августа 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»
- Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах
- Федеральный перечень учебников: предметная область «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (приказ № 858 от 21 сентября 2022 г.)
- Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)»
- Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ (коллективная монография/под общ. ред. д.психол.н. проф. Е.А. Петровой)
- Методические рекомендации по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ
- Кошечкина Т.В. Ранняя профориентация детей с ОВЗ
Материалы по дополнительному образованию детей с ОВЗ и инвалидностью
- Методические рекомендации по нормативному регулированию в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).
- Методические рекомендации по организации информационной кампании в субъекте РФ, направленной на позиционирование достижений детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по программам дополнительного образования.
- Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивных и специальных групп.
- Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью по направленностям дополнительных общеобразовательных программ (художественная, техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая).
- Методические рекомендации по разработке и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью (по уровням освоения программы).
- Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью посредством дистанционных технологий.
Полезные ссылки
- Комитет по образованию. Обучение детей с ОВЗ
- Информация о деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- Технологические решения в развитии системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях вариативности форм организации образовательного процесса
- Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе
(методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / авт. колл.; гл. ред. С.В. Алехина)
Федеральные ресурсные центры по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью
- Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
- Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения
- Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»