Официальный сайт ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга
 

Итоги работы кластера по реализации подпрограммы «Профориентация» в 2018-2019 учебном году

Одна из задач системы развития образования Санкт-Петербурга –достижение выпускниками высокого уровня развития социальных компетенций, необходимых для жизни в современной высокотехнологической экономике. Социальные компетенции подразумевают и умение выстраивать отношения с окружающими, и способность выбирать собственную траекторию развития.

Профессиональное самоопределение — это процесс интеграции индивида (субъекта выбора профессии) в социально – профессиональную структуру общества, осуществляемый в результате анализа им своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии.

Как школа может помочь в этом трудном выборе обучающимся?

Мы выделяем три основных направления: непосредственная работа с учениками, взаимодействие с родителями и сотрудничество с социальными партнёрами.

Для решения практических аспектов формирования профессионального самоопределения учащихся в 2017 году был разработан  проект «Шаг в будущее». Ведущим принципом реализации проекта является личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход в образовании — это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.

Деятельность кластерных школ- 7, 237, 247, 285, 375, 382, 390, 398, 505, 549  строится на основе интеграции воспитательного и образовательного пространств,  функционирования системы психолого-педагогического сопровождения,  развития проектной деятельности обучающихся. В работе с учениками выделяются три основных доминанты: развитие их субъектности, формирование конкретных умений, связанных с персонифицированным запросом ребёнка и его семьи, и расширение палитры выбора в социально-образовательном поле.

Для решения поставленных задач большое значение имеет взаимодействие с родителями и социальными партнёрами. Основная роль родителей – в поддержке инициативности детей, а социальных партнёров – в предоставлении возможностей для получения разнообразных профессиональных проб, получения детьми нового опыта.

В 2018-2019 учебном году акцент был сделан на работу с компонентами информационно-методической системы «Шаг в будущее». Ведь наш проект представляет систему взаимодействия трех компонентов (комплексный план, сеть социальных партнеров, интернет-портал). Все компоненты служат одной цели, используют единые подходы к работе, по трем единым направлениям, подводя будущего выпускника к осознанному выбору профессии.

По мнению родителей, созданный педагогами информационный портал «Шаг в будущее» ( https://sites.google.com/site/mojvybor375) оказывает им помощь и позволяет построить конструктивный диалог с ребенком-подростком по вопросам выбора профессий. Они находят удобным использование он-лайн диагностирования, так как совершенно бесплатно и в режиме реального времени можно воспользоваться диагностическим инструментарием для определения склонностей и талантов ребенка, получая результаты здесь и сейчас. Большую ценность представляют фильмы о профессиях, видеопрофессиограмы, виртуальные экскурсии на предприятия и ВУЗы, календарь олимпиад и дни открытых дверей. Совместно с родителями в школе проводятся мастер-классы, профессиональные пробы, диспуты, конкурсы, фотовыставки, защита стендовых докладов.

Сотрудничество с социальными партнёрами опирается на активизацию взаимодействия педагогического коллектива в первую очередь с ближайшим социально-образовательным окружением. В воспитании гражданственности и патриотизма помогают муниципальные управления образования и молодёжной политики (МО «Южно-Приморский», Молодёжный совет Красносельского района). С помощью учреждений дополнительного образования, культуры и спорта у учащихся формируется здоровый образ жизни (Дом детского творчества Красносельского района, Детско-юношеская спортивная школа Красносельского района, Физкультурно-оздоровительный комплекс Красносельского района, Спортивный комплекс с бассейном «Газпром», Подростково-молодёжный центр «Лигово», Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга).

Также поддержку в вопросах профориентации и жизненной навигации ребёнка оказывают консультанты Центра профориентации «Вектор», сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Красносельского района, так как в общении со специалистами дети глубже понимают свои запросы и свои личностно-профессиональные перспективы.

В ходе реализации социального партнерства появляется возможность реализации социальных проектов и программ, повышение открытости школы за счёт использования общественной оценки деятельности образовательного учреждения.

Принцип социального партнёрства подразумевает не только получение помощи извне, но и обмен ресурсами. Поскольку образовательному учреждению присвоен статус «Пилотная школа по реализации проекта «Шаг в будущее» в рамках районной программы воспитания, социализации и самореализации обучающихся «ПОКОЕНИЕ.RU».  В этом учебном году были проведены различные мероприятия:

— 26 сентября 2018 открытый урок с 10-11 классами ( ОУ 247,375,549) под девизом «Твоё будущее, твоя профессия» в рамках проекта от Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и Петербургским телевидением.

— 22 октября 2018 года на базе выставочного комплекса «Ленэкспо» состоялся Всероссийский Форум «Система дополнительного образования в Санкт-Петербурге: история, современность, перспективы», посвящённый 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей в Российской Федерации. Проведение деловой игры «Перспектива»  командой 375 ОУ.

— 6 февраля 2019 г. в рамках реализации районной программы воспитания, социализации и самореализации обучающихся «Поколение. RU» в ГБОУ школе № 375 прошла деловая игра «Шаг в будущее» для учащихся 8- 10 классов. В игре приняли участие команды ОУ- 54,247,270,291,293,369,549.

— 26 марта 2019 года подготовка и проведение мастер класса «Рефлексивные техники профессионального самоопределения старшеклассников»  командой 375 ОУ в рамках Петербургского Международного Образовательного Форума.

Школа постоянно взаимодействует с представителями науки, культуры. Так в 2017 году образовательному учреждению присвоен статус «Школа-партнер по реализации проекта в НИУ ВШЭ «Интеграция формального, дополнительного, неформального образования в социально-педагогическом партнерстве образовательных учреждений как инструмент развития человеческого потенциала». Педагоги отмечают, что данное взаимодействие эффективно влияет на исследовательскую и проектную культуру учащихся, развивает социально значимые качества личности в информационной, коммуникативной, ценностно-ориентационных сферах, помогает учащимся в профессиональном самоопределении. В свою очередь, учащиеся 8-11 классов отмечают, что проблема профессионального самоопределения является для них личностно-значимой, а сотрудничество с социальными партнерами помогает им определиться с выбором профессии и дальнейшим образовательным маршрутом.

Благодаря расширению социальных партнеров школе удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы. Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся не только получить социальный опыт, но и способствует формированию их мировоззрения.

Сотрудничество с профессиональными организациями и социальными партнёрами позволяет существенно повысить продуктивность инновационной деятельности и найти новые формы её реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.