Фёдорова Любовь Анатольевна,
методист ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района.
Петрова Александра Николаевна,
заместитель директора по ВР ГБОУ лицея № 590
Музей школы – это часть открытого культурно-образовательное пространства школы, своеобразная связующая нить между школой, семьей, другими учреждениями культуры и общественными организациями. Работа школьного музея в спальном районе города неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Восполняя дефицит культурных экспозиций в Красносельском районе, школьный музей призван обрести новое качество – качество культурного центра для жителей своего микрорайона. Работа школьных музейных экспозиций способствует совершенствованию воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, социализации личности школьника.
Школьные музеи в настоящее время занимают особое место в создании единого образовательного пространства петербургской школы. Сегодня, в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования, школьный музей, несмотря на то, что является отдельным структурным подразделением образовательной организации, вновь уверенно заявляет о себе, показывает свою способность эффективно включаться в образовательный процесс.
В данном учебном году перед кластером стояла задача достижения открытости деятельности школьных музеев во всех ее аспектах. Для достижения этой задачи сначала был проведен анализ содержания работы, экспозиций, фондов, конкурсной активности.
В школах района преобладают музеи, большинство из которых посвящены событиям Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг., страницам обороны и защиты Ленинграда, блокаде города. Это залы и музеи в школах № 167, 208, 217, 242, 262, 289, 291, 369, 383, 399. Общее количество музейных экспозиций в районе – семнадцать.
В настоящее время в образовательных учреждениях Красносельского района работают девять аттестованных музеев (ОУ №№ 208, 217,271,275,291, 293,369,380,590), восемь залов и экспозиций — потенциальных будущих музеев в ОУ №№ 242,262, 289, 270, 291,167, 383, 399.
В последние годы отмечается значительное увеличение школьных музеев истории образовательных учреждений, которые по профилю тоже являются историческими, но имеют свою специфику.
В 2020 году можно представить к городской аттестации (при условии выполнения рекомендаций и большой предстоящей работы по подготовке и созданию музейной документации по учету музейных фондов) — залы ОУ № 242, 383, 399.
В марте 2019 года все школьные музеи прошли городскую паспортизацию.
Несколько слов о новых паспортизованных музеях школы № 291 и гимназии № 293. Экспозиции работают с 2017 года. В школе № 291 – целый музейно-тематический комплекс «Связь времён» (три зала). В гимназии № 293 – музейно-выставочный комплекс «Эстафета поколений. Альбом истории открыт» (три зала).
Также стоит упомянуть о новых открытых музейных залах: в школе № 270 в 2018 году открыта новая экспозиция «Наследники традиций», посвящённая истории школы и А.Е. Березанскому, замечательному педагогу данной школы, почётному гражданину Красного Села; в гимназии № 399 22 февраля 2019 года открыт музей «Защитники Отечества», в гимназии № 271 открыт второй зал музея гимназии «Встречи. События. Судьбы», одновременно с этим прошла презентация второго тома книги «Моя семья в истории страны», изданной при активном участии учащихся, родителей и коллектива гимназии № 271.
В деятельности школьных музеев можно отметить высокую конкурсную активность, школы активно откликаются на предложения об участии в конкурсах различного уровня, занимают призовые места. В районе и в городе организуются ежегодные конкурсы экскурсоводов школьных музеев, историко-краеведческие игры, тематические конференции, смотры, конкурсы, акции.
Так, например, в этом году шесть музеев района приняли участие в городском смотре-конкурсе школьных музеев Санкт-Петербурга. Итоги: 2 место – музей ОУ № 217, 3 место разделили музеи ОУ № 208 и 271, победителями в номинациях признаны музеи ОУ № 291 («Самый активный музей»), ОУ № 369 («Лучшее видео»), ОУ № 590 «Лучший проект».
Восемь команд, двести шестнадцать бойцов — юных музееведов Красносельского района приняли участие в Городском проекте «От Искры к Январскому грому». Более десяти представителей Красносельского района приняли участие в Межрегиональном проекте «Спасенное детство». Три работы вышли на городскую историко-краеведческую конференцию «Война. Блокада. Ленинград». Совет музея ОУ № 369 принял участие в акции «Народного фронта» по присвоению имени героя школе.
В подтверждение усиления работы по формированию открытого образовательного пространства школьного музея можно отметить укрепляющиеся связи между образовательными организациями и учреждениями культуры, общественными организациями, а также между самими школьными музеями. Так, школьные музеи Красносельского района сотрудничают
с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда, музеем «Разночинный Петербург», Литературным музеем «XX век», Союзом художников Санкт-Петербурга, Фондом исторической фотографии им. К.Буллы, Центральной районной библиотекой «Радуга», районной библиотекой «Интеллект», районной библиотекой «Маяк». с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, с БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, с Музеем Кировского завода, с общественным движением «Бессмертный Ленинград», с Историко-литературным музеем «Вася Тёркин», с Музеем «Неизвестная война» при храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Шпалерной улице, налажена связь и сотрудничество с корветом «Гремящий», ведутся переговоры о сотрудничестве с экипажем морского тральщика «В.Пикуль» в Новороссийске, с экипажем контейнеровоза «Б. Штоколов» в Керчи. Руководитель музея ГБОУ лицея № 369 Е.С. Корюкаев представлял музей на заседании совета Русского географического общества и коллегии ассоциации военно-морских музеев России.
В 2018-2019 учебном году кластером был проведен методический семинар для школ Красносельского района «Игра – дело серьезное», посвященный интерактивным методам работы в практике школьных музеев. На семинаре были представлены современные методы работы с игровыми технологиями ТРИЗ (Ю.В. Львовский, педагог – организатор интеллектуальных игр ГБОУ лицея № 369), мастер-класс по созданию игры «Мемо: Красносельский район» — (С.А. Кравченко — учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 242), практикум «Интерактивная литература. Книга как игра» (А.Н. Петрова — заместитель директора по ВР ГБОУ лицея № 590), методика проведения интерактивных экскурсий и музейных занятий «Зал «Интересных экспонатов» — (О.А. Бережная — педагог — организатор ГБОУ СОШ № 291). Результатом проведения данного семинара стало преобладание в деятельности школьных музеев кластера современных, интерактивных технологий проведения занятий: игр, квестов, брейн-рингов, что позволяет школьным музеям становиться не просто учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Таким образом, можно утверждать, что работа кластера в 2018-2019 учебном году велась активно и плодотворно, содержание деятельности постоянно анализируется.
Дальнейшее развитие работы видится по следующим векторам: инициирование и развитие межмузейных проектов; создание музейно-педагогических комплексов; расширение социальных связей с музейным сообществом города и иными партнёрами; включение в зону внимания и заботы школьных музеев учреждений дошкольного образования; формирование на базе школьных музеев детских общественных объединений в рамках РДШ; активное внедрение в деятельность ИКТ; создание оперативных информационных ресурсов по проблемам развития школьных музеев в социальных сетях; развитие и внедрение в практику работы музеев современных технологий и активных форм с детским активом; активное использование фондов и возможностей музеев в проектной и исследовательской деятельности учащихся; повышение уровня социальной активности учащихся, детских объединений к 75-летию Победы и к 50-летнему юбилею Красносельского района.