С целью определения эффективности стратегии инновационной деятельности в системе образования Красносельского района Санкт-Петербурга и выявления отношения руководителей и педагогов образовательных организаций к инновационной деятельности с 19 по 31 марта 2017 года проведено исследование «Отношение к инновационной деятельности». Респондентам предложено ответить на несколько вопросов анкеты в режиме онлайн. Всего в исследовании приняли участие 260 человек.
Подавляющему большинству респондентов (90 %) интересны инновации в педагогике и управлении; 90,7 % опрошенных ощущают готовность к творческому поиску и внедрению новых способов деятельности в соответствии с новыми профессиональными задачами.
Стоит отметить, что 53,5 % респондентов отметили необходимость такого поиска как ведущий мотив к инновационной деятельности; 30 % респондентов отметили внутреннюю потребность в создании нового, положительно влияющего на качество профессиональной деятельности, как ведущий мотив; 16,5 % опрошенных считают, инновационный климат образовательного учреждения, мотивирует к инновационной деятельности.
Среди факторов, которые позитивным образом влияют на включение в инновационные процессы, 65 % опрошенных отметили осознание перемен, происходящих в обществе и в системе образования; 59,6 % – потребность в педагогическом творчестве и стремление быть успешным; 31,5 % – наличие собственных идей и желание их воплощать в педагогической практике, что свидетельствует, прежде всего, о внутренней мотивации педагогов к инновационной деятельности.
Основным препятствием к инновационному поиску и творческой работе является недостаток времени и сил (59,6 %). К факторам, снижающим включённость педагогов в инновационную деятельность, респонденты отнесли отсутствие моральных и материальных стимулов (39,6 %) и недостаточность теоретических знаний и практических навыков (31,2 %).
Союзниками при разработке и реализации новшеств педагоги видят своих коллег районе и городе (39,6 %), в образовательной организации (39,2 %), представителей администрации (34,6 %), сотрудников ИМЦ (31,5 %) и научных руководителей ОО (25 %).
Наибольший интерес представляют ответы на вопрос «Определите свою позицию по отношению к инновационным процессам, происходящим в системе образования во втором десятилетии XXI века»:
- к первооткрывателям, осуществляющим преобразующую и активно-созидающую деятельность, относят себя 7,7 % респондентов;
- изобретателями, которые ищут и открывают новые способы педагогической деятельности ощущают себя 35,4 % опрошенных.
- в позиции рационализатора, внедряющего готовые инновационные решения, находится 46,5 % участников опроса.
- наблюдателей, предпочитающих быть вне инновационных процессов, среди наших респондентов – 9,2 %.
- противников любых педагогических новшеств – всего 1,2 %.
Как видно, процент первооткрывателей пока не так высок, как изобретателей и рационализаторов, но все вместе они являются движущей силой к запуску и реализации инновационных процессов в образовательной системе Красносельского района Санкт-Петербурга.
Благодарим всех педагогов и руководителей Красносельского района Санкт-Петербурга, принявших участие в анкетировании!