Официальный сайт ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга
 

ФГОС начального общего образования

Ответственный за направление
Наборская Светлана Юрьевна
методист ИМЦ, кабинет № 417, телефон: 730-03-36; электронная почта: naborskaya@imc.edu.ru

Сетевое сообщество ФГОС СПб

Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов

Предлагаем вашему вниманию образовательную программу начального общего образования в контексте ФГОС, представленную НМЦ Красноселького района на конкурс «Научно-методическое сопровождение разработки и формирования образовательной программы начального общего образования в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) — новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.

Подготовка ТК позволяет учителю: осознать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия терминов и понятий; определить возможности реализации межпредметных знаний; установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы; осуществить воспитательные возможности темы; на этапе рефлексивной деятельности соотнести результат и цель обучения. Как отмечают учителя, прошедшие обучение по программе «Технология формирования информационно-интеллектуальной компетентности», автором и руководителем которой является Людмила Генриховна Панфилова, кандидат педагогических наук, использование ТК в работе позволяет эффективно организовать учебный процесс, способствует достижению планируемых результатов, повышает мотивацию обучающихся к учебной деятельности и уровень самостоятельности школьников в учении, формирует коммуникативные навыки и регулятивные действия.

В процессе обучения на курсе каждая творческая группа создавала модель ТК, апробировала её, представляла результат своей деятельности и подготовила к публикации методическую разработку.

«Любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться» — это мудрое изречение Ричарда Баха. Мы рады поделится своими приобретениями, и помочь учителю сделать первые шаги в постижении нового. Желаю всем учителям начальных классов успехов в реализации ФГОС, раскрыть свой талант и создать условия для развития личности.

Материалы слушателей курсов размещены в разделе «Электронный менеджмент знаний».