24.01.2024 состоялся семинар для молодых специалистов из цикла «Современный урок литературы в школе». Занятие было посвящено теме: «Пути изучения поэзии на уроках литературы». В работе семинара приняли участие педагоги из 16 ОУ района.
Участники семинара рассмотрели разные пути изучения лирических произведений в средней школе. В первой части семинара выступила Е. К. Маранцман, д. пед. н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена. Вместе с выступающим педагоги осмысляли приемы мотивации к чтению и изучению поэзии, подходы к выявлению читательского восприятия школьников, построение урока целостного изучения лирического произведения, а также значение выразительного чтения учителя как мощного инструмента воздействия на юношескую аудиторию. Мастер-класс проводился по материалам раздела ФОП ООО по литературе для 5 класса «Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной».
Вторая часть семинара была посвящена мотивному и сопоставительному анализу лирических произведений. В выступлении методиста ГБУ ИМЦ Красносельского района по литературе С. А. Седовой были представлены уроки по изучению стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» в 7 классе и сопоставительный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» и VI сонета И. А. Бродского из «Двадцати сонетов к Марии Стюарт». Участники семинара рассмотрели виды и приемы работы, ведущие школьников к осмыслению связи разноуровневых элементов художественного текста, открытию авторской позиции. Выступающий предложил приемы эффективного включения в ход урока различных актерских трактовок произведения.
В завершение хотелось бы сказать, что установление диалога юного читателя с поэзией имеет основополагающее значение для дальнейшего духовного и эстетического развития учащихся. По мысли К. Д. Ушинского, «овладение сокровищами родного языка» вводит ребенка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».