28 марта в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция «Практики дошкольного образования: ориентир на ребёнка» (Программа).
В работе конференции приняли участие учёные, методисты, работники дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, Зеленодольска, Казани, Нижнекамска, Сарова, Ярославля, Ленинградской и Брянской областей, республики Татарстан и других регионов РФ. Конференция проводилась в онлайн-формате, всего зафиксировано 316 подключений.
Цель проведения конференции – поиск ответов на вопросы: что необходимо сделать, чтобы дошкольное детство было вдохновляющим, интересным и развивающим? Каким образом обеспечить разнообразные виды деятельности, самостоятельность и поддержку детской инициативы? Каким образом сохранить уникальность и самоценность детства как важного этапа в развитии человека?
Пленарную сессию открыла канд. пед. наук, заместитель директора Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Ольга Борисовна Модулина, которая поприветствовала участников и обозначила целевые ориентиры работы. О траектории развития дошкольного образования в интересах ребёнка рассказала в своём выступлении канд. пед. наук, директор Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Александровна Новицкая. Д-р биол. наук, профессор Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Елена Ивановна Николаева познакомила участников конференции с отличиями современного ребёнка от ребёнка «из учебника».
Практико-ориентированную сессию «Субъектные практики дошкольного образования» открыла методист Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Наталья Михайловна Дрижирук выступлением о развитии субъектности детей как приоритетной педагогической задаче педагога дошкольного учреждения. А затем педагогические команды детских садов №№ 22, 26, 29, 48, 53, 69, 72, 87, 94, 95, 96 Красносельского района Санкт-Петербурга представили инновационные педагогические практики, направленные на развитие субъектности детей дошкольного возраста, ответили на вопросы участников конференции.
Участникам конференции было предложено «увидеть» в представляемых практиках маркеры субъектности и написать об этом в чате и итоговой анкете. Разговор о детской субъектности вызвал большой интерес, участники высказывали желание детально познакомиться с авторскими решениями и начать их внедрение в практику работы.
По мнению участников конференции, все представленные практики – это практики, ориентированные на ребёнка! В анкете коллеги отметили не только маркеры субъектности, оставили отзывы о работе на конференции, но и определили те вопросы, обсуждение которых актуально в 2025 году.