Всё однажды заканчивается. Завершилась и наша стажировка в Москве… Три для, наполненные впечатлениями, смыслами, встречами, событиями.
С 31 января по 2 февраля 2024 года 16 директоров образовательных организаций района приняли участие в стажировке, организованной Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – ГАОУ ВО МГПУ) в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Экспертное оценивание образовательной среды с использованием шкалы SACERS».
Стажировка началась Государственном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе с дополнительным образованием города Москвы «Класс-Центр». «Класс-Центр» — уникальная авторская школа заслуженного учителя России Сергея Зиновьевича Казарновского, победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2007». Сергей Зиновьевич не только провел для нас экскурсию по школе, но и погрузил в размышления о смыслах школьного образования.
«Метапредметное образование, как технология создания целостной картины мира. Образование происходит на уровне образа. Каждый человек рождается с чувством собственного достоинства. Как принуждать, не унижая человеческого достоинства? Нельзя требовать внимания, внимание нужно научиться брать. Спорт – это величайшая пьеса в мире. Школьный театр – это совершенно другая культура, это часть жизни, где всё делается не на запрете, а на разрешении. Математика – единственный язык, на котором договариваются все. Воспитание – это поиск точек соприкосновения интересов. Воспитывает не факт, а образ. Попробуйте выйти за алгоритм. Ни один Бокерия не сможет, препарируя, отделить воспитание от образования. Самая главная приставка в русском языке «со»: сочувствие, сострадание, содействие… Главная функция школы – научить получать удовольствие от всего, что ты делаешь». Об этом и не только шел разговор директоров школ нашего района с «директором по смыслам» Сергеем Зиновьевичем Казарновским.
Во второй половине дня группа отправилась на ВДНХ и посетила экспозицию «Регионы России». Каждый регион представил на выставке свои достижения в промышленности и сельском хозяйстве, науке и искусстве. Здесь можно познакомиться с национальными особенностями, культурно-историческими ценностями, красотой природных ландшафтов. Масштабный проект, сопричастным к которому должен почувствовать себя каждый.
1 февраля наш день начался со знакомства с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы «Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева». Школа №338 — образовательный комплекс в Новой Москве. Функционирует с 1 сентября 2019 года. В составе комплекса четырнадцать образовательных площадок: пять школьных и девять дошкольных. Нас встречала образовательная площадка «Белые ночи», которая открылась 1 сентября 2021 года. Необычное лофт-пространство. Блок начальной школы размещен отдельно от основной и средней. Насыщенная образовательная среда: ИТ-полигон, учебные кабинеты по химии, физике и биологии, совмещенные с практикумом и возможностью объединения в единое пространство. Есть помещения для творческой деятельности: гончарная мастерская, кулинария, мастерские по обработке ткани и дерева, амфитеатр-трансформер для проведения общешкольных мероприятий, два спортивных зала… Школа эффективно использует возможности урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования для выстраивания треков, развивающих и поддерживающих самые разнообразные интересы и образовательные потребности обучающихся. Высокое качество образования и успех каждого ученика – приоритетные задачи развития учреждения. После окончания экскурсии директор Короткова Светлана Валерьевна и административная команда школы ответили на многочисленные вопросы участников стажировки.
Во второй половине дня мы знакомились с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы «Школа № 1579». Школа № 1579 является образовательным комплексом, в составе которого 10 зданий. Новое здание школы, в котором проходила стажировка, открылось 1 сентября 2023 года. Нас встречали директор Марина Феликсовна Кудинова и административная команда школы. Главный принцип школы – сделать её школой для детей. Особое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Стилистически выдержанный интерьер во всём здании, гармония красок и приглушенных полутонов. Светлые кабинеты и рекреации, холлы и коридоры…Очень разные образовательные пространства для индивидуальной и коллективной деятельности. Удивительный актовый зал-трансформер. Школа оснащена всем необходимым для развития инженерного и естественно-научного образования, робототехники, программирования и прототипирования, творчества и спорта. Здесь же мы познакомились со Смарт-буфетом, который позволяет заранее выполнить заказ на буфетную продукцию и частично разгрузить столовую во время перемены.
Вечером того же дня мы посетили московский театр с человеческим названием «Ленком». Бессмертный чеховский шедевр «Вишневый сад»… Впечатления разные, но ведь и мы – разные люди.
Завершилась стажировка посещением Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 158». Знакомство с комплексом началось с нового корпуса дошкольного отделения на Смольнинской улице 61 А, где группы легко трансформируются в классы, что очень важно в условиях изменчивой демографической ситуации. Новый корпус школы в Валдайском проезде – одна из самых больших школ. Четырехэтажное здание площадью 33,4 тыс.кв.м возведено по индивидуальному проекту. Четвертый этаж здания занимает «Умная школа». Здесь расположены современные инженерные и медицинские лаборатории, кабинеты технологии и ИТ-полигон с зоной робототехники. Пространства открытого типа, поточные лекционные аудитории, оснащенные спортивные залы, конференц-зал, атриум, огромный актовый зал, библиотека с читальным залом, раздвижные перегородки, трансформируемые пространства… Для участников стажировки старшеклассники, представители Совета обучающихся, провели квест по компетенциям, необходимым современному человеку. Директора продемонстрировали не только знания и умение креативно мыслить, но и командную работу, творческие способности. Отдельное спасибо от нас организаторам квеста. После завершения экскурсии на наши вопросы ответила директор школы Алла Александровна Кочарова. Школа следует традициям, которые бережно сохраняет, и развивается в соответствии с веяниями времени. Главное в школе – душа, искреннее внимание к каждому ученику, педагогу, родителю. В этом залог успеха школьного образования.
Особенностью новых московских школ является отсутствие бассейнов, строительство которых существенно удорожает проект, а желаемый результат от его использования не достигается. Во всех школах большое количество выделенных зон для самых разных видов деятельности. Много внимания уделяется созданию условий для развития инженерного и естественно-научного образования. Все школы ориентированы на обучение и воспитание разных детей, создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Директора школ – участники стажировки выражают особую благодарность Ивановой Елене Владимировне, заведующему лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, за организацию стажировки.