Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. С тех пор 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции — отмечают как Международный день грамотности.
Главная цель этого Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ. В этот день проводят встречи с писателями, издателями и журналистами, выступления различных творческих коллективов, конференции, круглые столы.
Для образовательных учреждений Красносельского района стало уже хорошей традицией включение в ежегодный план своей деятельности мероприятий, приуроченных к Международному дню грамотности. В течение сентября 2019 года на базе школ нашего района проведены серии занятий (тематические уроки, конкурсы, лингвистические игры, выставки, экскурсии и т.д.), целью которых стало привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам грамотного владения устной и письменной речью. Наиболее активными участниками этих мероприятий стали ОУ № 54, 131, 200, 208, 237, 242, 247, 271, 276, 289, 291, 369, 383, 394, 395, 399, 547, 548, 549, 590.
ОУ № 54: «Все желающие отвечали на вопросы тестов в библиотеке, брали варианты заданий с собой, чтобы «проэкзаменовать» своих родных и друзей. Ко Дню грамотности оформлена книжная выставка, на которой были представлены толковые, орфографические и другие словари».
ОУ № 200: «Наиболее интересным было мероприятие для учащихся 5 классов, которые приняли участие в «Аукционе трудных слов». Во время игры учащиеся быстро называли слова с указанными в задании признаками, вырабатывая при этом умение правильно определять грамматические признаки частей речи. Из слов, которые ими были найдены, составлены связные тексты поучительного характера».
ОУ № 242: «Викторина «Знай и люби русский язык» содержала интересные вопросы из истории и грамматики русского языка и вызвала интерес у обучающихся разных возрастов»
ОУ № 247: «Для учащихся 5-11 классов были проведены терминологические диктанты, подготовленные учителями-предметниками. Игра «Словарь — проводник в страну грамотности» подготовлена для команд 6-х классов и их учителей. Учащиеся выполняли конкурсные задания, пользуясь различными онлайн-словарями».
ОУ № 394: «Самым запомнившимся мероприятием оказалась игра по станциям «Лингвистический экспресс», где бывшие девятиклассники — ныне учащиеся десятых классов — проводили совместно с учителями игру для младших школьников. Станции были разные — от фразеологических кроссвордов и викторин до аукциона трудных слов».
ОУ № 547: «В старших классах были проведены орфоэпические диктанты, в 5 классах — «Калейдоскоп слов» (решение кроссворда путём отгадывания зашифрованных слов), в 6 классах — «Озорные частицы» (словарный диктант), в 7 классах — «Зоркий глаз» (взаимопроверка работ по образцу), в 8-9 классах — викторина «Учусь у Пушкина».
ОУ № 590: «Учащиеся познакомились с историей празднования Международного дня грамотности, с первыми азбуками и историей развития русского литературного языка. Ребята участвовали в конкурсах и викторинах, разгадывали ребусы и загадки».
ОУ № 131: «Все мероприятия, проведенные педагогами в рамках Международного Дня грамотности, интересны и значимы для наших обучающихся. Они формируют положительную мотивацию к обучению, воспитывают познавательный интерес к русскому языку в целом».