24 апреля Санкт-Петербурге на базе школы № 270 им. А.Е. Березанского прошел практикоориентированный семинар «Применение технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе на примере информационной образовательной среды «МЭО.Школа».
Семинар прошел при поддержке компании «Мобильное Электронное Образование», ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Санкт-Петербурга и ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт-Петербурга. Благодарим коллег за искренний интерес к развитию современных образовательных технологий, стремление учиться новому, открытость и любознательность!
Руководитель отдела апробации и методической поддержки компании «МЭО», к.э.н. Татьяна Валерьевна Долгова представила доклад на тему «МЭО.Школа»: основные подсистемы и функциональные возможности. Особенности содержания онлайн-курсов МЭО и их педагогический потенциал», в ходе которого рассказала о методической составляющей обучения с использованием возможностей цифровой информационно-образовательной среды МЭО. Такие подсистемы, как «Матрица назначения заданий» и тренажеры «Проверь себя» вызвали у аудитории большой интерес. С помощью «Матрицы назначения заданий» можно с легкостью построить индивидуальную образовательную траекторию для учеников, в зависимости от их потребностей, а тренажеры позволяют проверить знания учеников в удаленном режиме по каждой теме и предложить дополнительные задания, в случае необходимости.
Т.В. Долгова: сейчас невероятно быстро изменяются технологии, новые открытия происходят чуть ли не ежедневно и наша задача самим постоянно учиться чему-то новому, расширять свои компетенции, а не просто передавать имеющиеся знания ученикам. Образовательный процесс становится не ретрансляцией, а совместной деятельностью, строящейся на фундаменте содержательной части образования.
Далее в секциях Татьяна Валерьевна, руководитель региональных образовательных проектов МЭО Анна Эдуардовна Гергерт, заместитель директора по ИКТ ГБОУ лицей № 369 Санкт-Петербурга Кирилова Виктория Александровна и учитель английского языка МОУ «Лаголовская школа» Ленинградской области провели практические занятия в рамках секций «Основные модели применения МЭО в классно-урочной системе», «Применение МЭО в моделях смешанного обучения (перевёрнутый класс, автономная группа, смена рабочих зон)», «Применение МЭО для обучения одарённых детей, в т.ч. при сетевом взаимодействии образовательных организаций», «Применение МЭО для организации инклюзивного и надомного обучения».
А.Э. Гергерт: Существуют (к сожалению, достаточно устойчивые) мифы о том что электронное образование заменит педагогов, но они совершенно беспочвенны. Все происходит с точностью до наоборот: роль педагога в современном образовании возрастает многократно. В ХХ веке учитель направлял обучающихся по одному заранее известному и единому для всех маршруту, а сейчас карта знаний и возможностей их получения и усвоения невероятно обширна, в ней легко затеряться или «повернуть не туда». И лишь педагог может направить ребенка по тому образовательному пути, который будет интересен и эффективен именно для этого ученика. Без педагога затеряться в этом невероятном разнообразии – проще простого. А как сделать так чтобы у учителя хватило времени, возможностей, ресурсов выстроить действительно индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка в каждом классе? С первого взгляда кажется что это скорее умозрительная концепция или фантастика, но это совершенно реально и уже сейчас! ИОС «Мобильное Электронное Образование» создавалась с целью предоставить максимальную образовательную свободу каждому ребенку, а педагогу — удобные инструменты формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Александр Михайлович Кондаков (д.п.н., член-кор. РАО, научный руководитель ИРЦО МПГУ, генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», руководитель экспертной группы «Модель компетенций цифровой экономики» направления «Кадры и образование» ФП «Кадры для цифровой экономики») выступил с завершающим докладом и ответил на вопросы коллег. Среди прочего, Александр Михайлович отметил: «Образовательная траектория, персонализация обучения крайне важна для детей, которые должны определиться со своей будущей профессией, понять, кем они хотят стать в жизни. Персонализировать образовательный процесс помогают образовательные технологии, включающие в себя возможность вариативность и адаптивности, подстраивания под психофизиологические особенности ребенка, области его интересов. Это то, что мы и заложили в платформу «Мобильное Электронное Образование». Построение ИОТ помогает выявить одаренность, талант, отследить изменения фокуса интереса, а далее – помочь ученику понять, в каком направлении он будет наиболее успешен и, что невероятно важно, сможет самореализоваться. Для этого нужно по-другому организовать образовательный процесс. Эти механизмы в МЭО достаточно просты в исполнении, но при этом они помогают достигнуть комплексных впечатляющих результатов за счет того что контент в МЭО шире доступного в учебнике более чем в пять раз. Как мы с вами понимаем, с построением собственной индивидуальной траектории не всякий студент способен справиться самостоятельно, а школьник без педагога-наставника и подавно. И сегодня мы наблюдаем зарождение нового направления – цифровой дидактики. Мы должны создать экосистему образования, в которой ребенок будет формировать свой цифровой след грамотно, создавая фундамент для своей будущей успешности, а педагог – помогать ему в этом. Если мы можем вам помочь с развитием профессиональных компетенций в этом направлении, мы с удовольствием это сделаем, этому и посвящена наша с вами сегодняшняя встреча.»
По итогам обучающего семинара, педагоги Санкт-Петербурга сказали о том, что узнали очень много нового об использовании цифровых ресурсов в школьном образовании.