Завершилась трехдневная командировка директоров школ и заведующих дошкольными образовательными организациями Красносельского района Санкт-Петербурга «ПРО_ЕКАТЕРИНБУРГ».
Три дня, насыщенных событиями, смыслами, идеями, эмоциями, встречами…
За это время директора школ познакомились с системой образования Екатеринбурга, побывали в 7 общеобразовательных организациях, заразились управленческими практиками 11 ведущих учреждений города, обсудили актуальные вопросы развития, новые возможности для обучающихся, управление ресурсами и качеством, точки роста современной школы. Мы окунулись в историческое прошлое Екатеринбурга. Побывали в закулисье Екатеринбургского театра кукол. Стали участниками мастерской Жвакиной Татьяны Михайловны, актрисы театра, где не только узнали об особенностях работы кукловода, видах кукол в современном театре, но и попробовали себя в роли артистов. Пережили яркие эмоции на спектакле «Гоголь. Триптих» и поговорили о важном с учителем русского языка и литературы МАОУ Гимназия № 2 Кочубей Татьяной Делеровной.
Посетили культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал», который является частью Екатеринбургского музея изобразительных искусств, и экспозицию западноевропейского искусства.
Теперь обо всём поподробнее. День первый.
Радушная встреча в МАОУ СОШ № 215. С системой образования Екатеринбурга нас познакомила Ольга Ивановна Бабченко, заместитель директора департамента образования города. Образовательный комплекс Екатеринбурга включает 164 школы, 344 детских сада, 17 учреждений дополнительного образования детей, Центр психолого-педагогической поддержки «Диалог», Информационно-методический центр «Екатеринбургский дом учителя». Свердловская область – ведущий промышленный регион страны. В целях создания условий для развития промышленного потенциала области, опережающей подготовки кадровых ресурсов в регионе реализуется комплексная программа «Уральская инженерная школа». Особое внимание уделяется качеству подготовки выпускников по математике, физике, химии, биологии, информатике. Среди открытых специализированных классов в школах лидируют предпринимательский (46) и психолого-педагогический (28).
В концепцию и образовательные перспективы проекта «IT-классы» участников стажировки погрузил Сомов Андрей Николаевич, заместитель директора школы № 215 «Созвездие». На базе школы открыты лаборатории IT-куба «Солнечный». Здесь школьники осваивают востребованные языки программирования, учатся писать приложения для мобильных устройств, работать с большими данными, создавать виртуальную реальность.
В МАОУ лицей № 128 нас встречала педагогическая команда во главе с директором Леонидом Павловичем Поляковым. Лицей является региональной инновационной площадкой «Лицей инженерного мышления и soft skills – компетенций», цель которой – формирование модели развития инженерного мышления обучающихся с учётом 12 основных характеристик инженерного образования по международным стандартам CDIO. Одно из направлений развития лицея – чемпионатное движение. Леонид Павлович уверен, что главное – желание и люди, а партнеры и ресурсы найдутся.
Разговор о чемпионатном движении продолжился в МАОУ СОШ № 80 с директором Жанной Михайловной Меньшениной. Школа была основана в 1936 году. В сентябре 2021 года на месте старой школы открыли построенное современное новое здание. Оснащенность школы позволяет проводить на ее базе конкурсы технической направленности по 3D-моделированию и печати на 3D-принтерах, инженерному дизайну САПР, робототехнике. На каникулах в школе проходят техносмены.
Наталья Анатольевна Стумбрис, директор МАОУ Лицей № 88, представила модель «Колледж-класс». Школьники 10-11 классов параллельно с освоением программы среднего общего образования осваивают основную программу профессионального обучения по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин». По завершению 11 класса выпускник получает Аттестат о среднем общем образовании и Свидетельство о профессии рабочего.
Завершился день экскурсией в Храм на Крови и к истокам создания города.
День второй.
Участники стажировки начали этот день в МАОУ Гимназия № 35.
Алгоритм управленческой деятельности, обеспечивающий повышение качества образования, выстраивали вместе с заместителем директора МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя» Еленой Евгеньевной Ушаковой.
Директор МАОУ СОШ № 208 Татьяна Сергеевна Чуб познакомила нас с механизмами управления качеством на основе проектного менеджмента на примере реализации проекта «Управляемый результат – достижимый результат». Главным результатом проекта стало формирование единого банка контрольно-измерительных материалов.
Никандрова Елена Александровна, директор МАОУ Гимназия № 35, и административная команда школы погрузили участников стажировки в обсуждение проблемы наставничества. Миссия школы – «Стремись к звездам, и твои дети достигнут их». Школа стремится. Входит в ТОП-500 «Лучшие школы России», ТОП-300 школ России по количеству выпускников, поступивших в топовые ВУЗы страны. Средний балл ОГЭ по русскому языку в 2023 году составил 4,45; по математике – 4,40. Стремление явно дает результат! Звездных достижений вам и вашим ученикам, уважаемые коллеги!
О предупреждении школьной неуспешности через вовлечение школьников в активную трудовую, экспериментальную, исследовательскую деятельность говорила с участниками стажировки Светлана Александровна Палкина, директор МАОУ СОШ № 137. Школа расположена в 20 км от Екатеринбурга. Более 23% обучающихся – дети с ОВЗ. Формы работы школы по предупреждению школьной неуспешности разные, одна из которых – вовлечение в реализацию совместных проектов. Особый интерес у руководителей вызвали проекты «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы», «Инновационное цифровое птицеводство». Школа является федеральной инновационной площадкой по теме «Инновационные подходы к организации и содержанию трудового воспитания в образовательной организации». Трудолюбие – основная ценность, принятая всеми участниками образовательного процесса, с которой работает педагогический коллектив.
Сметанин Игорь Иванович, директор МАОУ СОШ № 59, представил на обсуждение тему образовательной среды как ресурса повышения качества образования и доказал результатами работы учреждения, что преобразование школьного пространства – важнейший фактор, влияющий на качество образования. Сегодня у школы масса возможностей: грантовая поддержка, социальное партнерство, сетевое взаимодействие. Нужно научиться использовать эти возможности.
В МАОУ Гимназия № 2 разговор шел о социально-культурном партнерстве, опыте взаимодействия школы с театрами и музеями в процессе реализации общественно значимых проектов. В разговоре приняли участие Светлана Владимировна Расторгуева, директор гимназии, Татьяна Делеровна Кочубей, учитель русского языка и литературы, педагоги гимназии. Творчество и инициатива одного человека могут увлечь весь коллектив в реализацию уникальных проектов. У талантливого учителя – талантливые ученики!
Завершился день в Екатерининском театре кукол. Спектакль «Гоголь. Триптих» и разговор о важном. Такие разговоры нужны не только детям…
День третий.
Нас встречала МАОУ Гимназия № 40, которая открылась 1 сентября 2023 года. Новый корпус в четыре этажа, просторные рекреации, коворкинг, медиазона, спортивные залы, библиотека, актовый зал на 430 мест, оборудованные предметные кабинеты. Восторг присутствующих вызвало выступление театральной студии «Зазеркалье». Работа в театральной студии раскрывает лидерские качества школьников, умение работать в команде, быстро и без стресса действовать в экстремальных условиях и дедлайнах, общаться и находить друзей, развиваться как личность, пробовать новые роли и образы.
Завершилось знакомство с общеобразовательными учреждениями Екатеринбурга в МАОУ Гимназии № 9. Лариса Ивановна Кулькова, директор гимназии, представила опыт работы с одаренными и мотивированными детьми, управленческие аспекты организации участия обучающихся в олимпиадном движении от школьного до заключительного этапов, вертикаль успешности ученика и учителя. Гимназия, основанная в 1861 году, является уникальным учреждением современной системы образования Екатеринбурга, в стенах которого выросло немало известных людей современной России. Бережное сохранение исторической памяти, развитие в задачах современности, поддержка индивидуальности, создание условий для самореализации – отличительные черты гимназии.
Знакомством с Центром «Эрмитаж – Урал» стажировка руководителей Санкт-Петербурга в Екатеринбурге завершилась.
Огромное спасибо Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, Институту развития образования за организацию стажировки. Надеемся, что профессиональный диалог будет продолжен новыми совместными проектами.