Вот уже два года программа «Поколение.RU» является творческой лабораторией, где сохраняются и приумножаются традиции, рождаются и внедряются инновации, определяются векторы развития воспитательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга.
Единое воспитательное пространство района обеспечивает условия и возможности для формирования молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, необходимыми в XXI веке. Именно развитие soft skills помогает ребенку в социальном становлении, формировании метапредметных навыков. Программа «Поколение.RU» в полной мере ориентирована на развитие личности: формирование и развитие интересов, познание себя и мира вокруг, накопление опыта общения, создание условий для самореализации, удовлетворения актуальных потребностей, проявления индивидуальности и т.д.
В основу работы программы, а главное педагогических коллективов школ района были положены такие направления по реализации воспитательной работы, которые максимально способствовали как развитию soft skills у педагогов, так формированию и объединению деятельности всех организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения в Красносельском районе. Условно эти направления можно назвать «8К»:
- Кластеризация – совокупность педагогов, реализующих воспитательную работу в школе, объединенных в рамках реализуемых задач в единую систему. Такая система, правильно сконфигурированная обеспечивает значительное увеличение ее надежности путем анализа и корректировки поставленных задач.
- Коммуникация – активное взаимодействие между участниками программы «Поколение.RU», предполагающие информационный обмен в процессах инновационной деятельности.
- Координация – согласование и приведение в заданный порядок жизнедеятельности Системы (т.е. см. выше – кластеризации).
- Коллаборация – совместная деятельность (процесс) участников программы «Поколение.RU» для достижения общих целей (задач, направлений развития), при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).
- Культуризация – повышение культурного уровня педагогов и система мер, направленных на достижение этой цели.
- Коллективизация – объединение результатов отдельных педагогов и коллективов в единую Систему, направленную на решение задач коллаборации и коммуникации.
- Креативизация – процессы и результаты активизации и развития творческих мышления, способностей и качеств участников программы «Поколение.RU», а также их инновационного поведения и интеллектуального обогащения.
- Кооперация – организация межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников программы «Поколение.RU» для достижения совместной цели, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними.
Реализация «8К» в рамках воспитательных практик позволило разработать и начать реализацию по каждому проекту программы продукты, способствующие эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка.
Познакомиться с продуктами и результатами работы кластеров школ по подпрограммам, а также с методическими разработками можно как в этом сборнике, так и в интернете, например:
- «Шаг в будущее»: https://sites.google.com/site/mojvybor375/home, сайт для подростков и родителей для ориентации в мире профессий, для педагогов методичесике материалы для проведения профориентации;
- «Семья» https://vk.com/club154641768, сайт о взаимодействие семьи и школы, совместных проектах, акциях и достижениях;
- «Экология» http://ddtks.ru, сайт об экологических мероприятиях Красносельского района, конкурсах, марафонах, эколайфхаках, экоигры;
- Кинофестиваль «КиноStart»: видеофильмы и ролики о Красносельском районе Санкт-Петербурга, о событиях в школе и городе https://sites.google.com/school547.ru/kinostart2019.
Представленные информационные ресурсы расширяют воспитательные возможности, содействуют популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном образовательном пространстве.
Щербова Татьяна Вадимовна,
к.пед.н., доцент кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО