Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать максимальное взаимодействие между обучающимся и педагогом, значит быть интерактивным. Возможно ли это при использовании дистанционных образовательных технологий?

Для улучшения восприятия учебного материала, повышения мотивации, формирования практических навыков обучения и самообразования необходима индивидуализация обучения. Дистанционное обучение открывает возможность индивидуализировать процесс обучения?

Возникают не только эти вопросы, а и многие другие при организации обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.

Попробуем разобраться…

С дистанционным обучением связана новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Ключевым элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения является обеспечение удаленного доступа к учебному контенту.

Санкт-Петербургский портал дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru. Портал, позволяющий создать собственный курс по любому предмету, добавив различные материалы: видео, статьи, тренажеры, тесты…

Учи.ру — российская онлайн-платформа  представляет собой сборник ин­терактивных задач по широкому спектру предметов и классов https://uchi.ru/. Включает более 30 тысяч заданий. Охватывает более 3,5 миллионов учеников, 200 ты­сяч учителей и 2 миллионов родителей. Платформу можно использовать учителями как в общем, так и в дополнительном образовании.

Появился сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуальных и груп­повых онлайн-уроков с видео. Учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, также учитель может демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку. Виртуальный класс можно использовать как для не­скольких учеников, так и для всего класса.

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны. Уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.

На мой взгляд, эти платформы заслуживают внимание со стороны педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Конечно, нельзя не упомянуть видеоуроки с ресурсов «Инфоурок» и «Знайка Онлайн-школа будущего».

Основой построения обучения с использованием дистанционных технологий  являются дистанционные уроки, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные уроки в некоторой степени похожи на школьные (традиционные) уроки. Ключевым отличием дистанционного урока от школьного урока является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у обучающихся необходимых навыков и умений через дистанционные технологии.

Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов, которые могут быть использованы в учебной деятельности:

  • Документы Google

Ссылка: https://docs.google.com/

Назначение: индивидуальная и коллективная работа над документами, таблицами, презентациями, формами (опросами).

  • Skype

Ссылка: https://www.skype.com/  

Назначение: система проведения видеоконференций и вебинаров.

  • Google Drive

Ссылка: https://drive.google.com/  

Назначение: облачное хранение файлов любых типов. Возможность распространения и удаленного доступа к файлам.

  • Google Forms

Ссылка: https://docs.google.com/  

Назначение: один из сервисов google docs, предназначенный для соз­дания опросов и тестовых заданий с возможностью автоматической про­верки и выставления результатов.

  • Кумир

Ссылка: https://www.niisi.ru/kumir/

Назначение: система программирования, предназначенная для под­держки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

  • Google Maps

Ссылка: https://www.google.ru/maps/  

Назначение: создание карт (слоев), расширяющих текст рассказов о событиях и путешествиях. Множество приложений, позволяющих изучать географию, историю, астрономию.

При разработке дистанционного урока (см. Приложение 1) следует принимать во внимание изолированность учеников и психофизические возможности при самостоятельной работе учащегося согласно заболеванию. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.

Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться от одной частной цели урока к другой. Деятельность преподавателя при дистанционной форме обучения претерпевает существенные изменения. Его первоочередной задачей становится подготовка дистанционного учебного курса на основе уже имеющихся источников или авторских оригинальных разработок входящих в него тематических разделов. В создании электронной версии курса ему могут помогать специалисты в области информационных технологий.

Второй важнейшей педагогической задачей, как было сказано выше, является управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами обучения и развития их интеллектуальных сил и способностей.

Третьей важнейшей задачей преподавателя является контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Эта традиционная преподавательская задача решается в дистанционном обучении при разработке тестовых заданий текущего и итогового контроля, процедура же реализации процесса тестирования может осуществляться самим преподавателем.

В решении поставленных задач, на мой взгляд,  поможет разработка Рабочих (см. Приложение 2) или Интерактивных листов. Это самое оптимальное для школьников в обеспечении четкого планирования.

Требующим внимания фактором влияния на здоровье особых детей является и организация рабочего места для обучения. Здесь можно привести основные параметры по созданию условий для дистанционного обучения детей с ОВЗ с учётом здоровьесберегающих технологий:

• Гигиенические условия в помещении-комнате, где проводятся дистанционные уроки, должны соответствовать приведённым параметрам: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места ученика (свет должен падать сверху на клавиатуру).

• Технические средства обучения должны применяться в соответствии с гигиеническими нормами.

• Рабочий стол с оборудованием надо расположить недалеко от естественного освещения, не должно быть монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

• На рабочем столе лучше разместить не только компьютер, но и принтер, сканер в безопасном положении; технические средства должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки; со стороны ведущей руки должно быть место для письма.

• Оборудование не должно быть доступным маленьким детям, домашним животным, желательно организовать так рабочее место ребенка для дистанционных уроков, чтобы можно было убрать или прикрыть оборудование, когда ребёнок не работает.

• Дистанционные учителя должны строить свою работу с использованием различных методов обучения (наглядно-образных, словесно-логических, практических, аудиовизуальных), не менее трёх за занятие.

• Педагогам рекомендовано использовать частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости (рекомендуется 4-7 видов разнообразных занятий). Ориентировочная норма чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

• Даже работая в «Skype», учителя должны следить за осанкой, напоминать о том, чтобы ребёнок, по возможности, спину держал прямо, расстояние до монитора должно быть не менее 30 сантиметров, чтобы уровень постановки монитора соответствовал расположению глаз ребёнка.

• На занятии педагоги должны создавать спокойную деловую обстановку, давать достаточные по объёму и сложности задания, с необходимыми пояснениям. Необходимо при подборе методик проведения дистанционных уроков ориентироваться на заболевание ребёнка.

Учебную деятельность нужно сопровождать физическими минутками для глаз, динамическими и релаксационными минутками.

Литература для педагога, который обучает детей с ОВЗ

  1. Короповская В. П., О возможностях сервисов Google для образовательной деятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/
  2. Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2013. – 159 с.
  3. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ с дистанционной форме // Современная аналитика образования — № 4 (34), 2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.