«Как готовить к итоговому сочинению в 11 классе»

«Как готовить к итоговому сочинению в 11 классе»

21 октября 2019 г. в ИМЦ состоялся семинар преподавателей русского языка и литературы. Его темой стала подготовка учащихся к Итоговому сочинению, первый этап которого пройдет уже 4 декабря этого года. Главной целью семинара явилось представление опыта учителей, эффективно работающих над проблемой реализации коммуникативного замысла на письме.

Екатерина Юрьевна Пучкова, учитель ГБОУ СОШ № 391, на основе одного произведения – поэмы А.А. Блока «Двенадцать» – показала, как организовать работу по накоплению аргументационной базы сразу по нескольким направлениям («Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Он и она»). От проблемного вопроса – через осмысление содержания произведения, а от него – к созданию текста сочинения – вот путь, по которому движется мысль ученика под руководством учителя.

Свой опыт работы в освоении навыков написания эссе представила учитель гимназии № 293 Ольга Алексеевна Сергеева. Организуя учащихся на воплощение творческого замысла, она проводит их через восемь этапов обучения: языковая подготовка по освоению необходимой лексики, обсуждение глубины и объема возможных тем сочинения, составление списка литературы по тому или иному направлению, коллективная творческая работа над созданием вступления, основной части, заключения сочинения. Прием редактирования текстов, по мысли учителя, развивает не только навыки речевого самоконтроля на письме, но и отлучает учащихся от желания использовать интернет-шаблоны, которые зачастую искажают авторскую позицию и грешат большим количеством ошибок.

Галина Александровна Ошманкевич – учитель ГБОУ СОШ № 352 – назвала свое выступление так: «Добро и зло»: анализ эпизода как прием аргументации при подготовке к итоговому сочинению (на примере снов Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Работу с учащимися учитель выстраивает с опорой на метод индукции: на примере уже написанных частей сочинения (вступления, основы, заключения) отрабатываются умения составлять зачины, формулировать проблемные вопросы и тезисы будущей работы; совершенствуются навыки анализа эпизодов и трансформации знаний в письменную речь; составляются списки возможных тем, кластер функций сна в литературе, литературоведческие словари, которые служат терминологической опорой для написания эссе.

Учитель ГБОУ лицея № 395 Марина Евгеньевна Карпенко избрала тематический подход к освещению направления «Он и она». На примере рассказов И.А. Бунина о любви филолог проиллюстрировала принцип работы с учащимися: от текста – к анализу, а от него – к сочинению. Используя прием «Облако мыслей», учитель активизирует толковый словарь старшеклассника; затем переходит к комплексному анализу произведений, в ходе которого должны быть сформулированы проблемные вопросы, тезисы, зачины, предложения-связки. Предлагая образцы структурных частей сочинения, М.Е. Карпенко решает задачу развития умений писать эссе по выбранной теме.

По мнению слушателей, семинар прошел плодотворно, вызвал неподдельный интерес к работе коллег, был информационно насыщенным, а главное – способствовал выработке основного методического инструментария при подготовке учащихся к Итоговому сочинению.

Подводя итоги семинара, Татьяна Юрьевна Некрасова поблагодарила всех участников, подчеркнув различие в подходах к решению самой сложной в школьном курсе проблемы обучения составлять письменное высказывание на предложенную тему, и в то же время отметила, что в главном педагоги едины: творчески научить писать сочинение можно и должно. И работа в этом направлении активно ведется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.